Развитие таланта школьников
Вопрос 1
Текст вопроса
Диахрония — это:
Отзыв
Вопрос 2
Текст вопроса
Отзыв
Вопрос 3
Текст вопроса
Установите соответствие принципов классификации и типов словарей
1. словари по отбору лексики | а) лингвистические и энциклопедические |
2. словари по порядку расположения материала | б) тезаурусы и частные |
3. словари по содержанию справки | в) общие и специальные |
4. словари по способу описания единицы | г) алфавитные, идеографические, ассоциативные |
Отзыв
1б, 2г, 3а, 4в
Вопрос 4
Текст вопроса
Прочитайте задание, критерии оценивания и ответ участника.
Прочитайте фрагмент статьи «Дети поправляют взрослых» (Л. Введенская, Н. Колесников).
В 1970 г. в Минске проходила Всесоюзная научная конференция. Известные учёные обсуждали актуальные проблемы лексикологии. Когда же объявили перерыв, то внимание участников конференции привлекла стенная газета «Лексиколог». Желающих прочитать её было так много, что приходилось ждать, когда можно будет подойти поближе. Что же так заинтересовало учёных? Сенсационное открытие в лингвистике? Сообщение о том, что нашли древнейшую рукопись? Расшифровали непонятный доселе текст? Нет! Что-то другое. Ведь те, кому удалось прочитать, отходили с улыбкой, вслух повторяли какие-то слова, стараясь их запомнить, чтобы потом рассказать другим и вместе посмеяться. Так что же было напечатано в стенгазете «Лексиколог»? Оказывается, в ней поместили первый выпуск «Энтимологического словаря».
Вскоре после конференции Б. Ю. Норман, принимавший непосредственное участие в составлении словаря, в сборнике «Вопросы языка и литературы» (г. Новосибирск) опубликовал материал под названием «Всерьёз о шутке». Он состоял из «Энтимологического словаря», включавшего 204 слова, и комментария к нему. Об «игре в этимологию» узнали после публикации многие лингвисты в стране. Игра понравилась. Вот некоторые примеры из «Этимологического словаря»: временщик — «часовой мастер», гравитация (дворниц.) — «посыпание дорожек гравием», жрец (неодобр.) — «чревоугодник», застрахованный — «запуганный», интервент (журн.) — «лицо, у которого берут интервью», колики — «шприцы», прелюдия — «первая человекообразная обезьяна». В таком внешнем, порою остроумном сближении разных этимонов, их частей содержатся элементы комического. Вызвать улыбку, рассмешить — вот цель, которой руководствуются создатели «энтимологических» словарей.
Подберите для «Энтимологического словаря» 2 слова. Запишите шутливое значение этих слов, указав, из каких частей слова следует данное вами значение. Например: беспечный — человек, у которого дома нет печки, т. к. бес- (без-) — приставка, обозначающая отсутствие или недостаток признака; -печ- — печь (печка); -н- — суффикс имени прилагательного со значением признака или свойства по отношению к тому, что названо исходным словом.
Критерии оценки
За подобранное слово и пояснение его значения — 1 балл (слово без значения не учитывается). За указание на составные части слова — 1 балл. Если участник укажет не все составные части, то – 0,5 балла. За указание на значение элементов слова — не более 2 баллов.
Итого 6 баллов.
Ответ участника
Оцените работу — укажите количество баллов, которое нужно поставить за задание.
Отзыв
Вопрос 5
Текст вопроса
Прочитайте задание, критерии оценивания и ответ участника.
Определите слова в схеме, учитывая приведённую для каждого слова информацию и отмеченный стрелками порядок словообразования.
Модель ответа
1) колоть; 2) сколоть; 3) осколок; 4) осколочек; 5) осколочный; 6) скол.
Критерии оценки
За каждое правильно указанное слово — по 1 баллу.
Ответ участника
Оцените работу — укажите количество баллов, которое нужно поставить за задание.
Отзыв
Вопрос 6
Текст вопроса
Прочитайте задание, критерии оценивания и ответ участника.
Прочитайте приведённый ниже фрагмент.
За таковые доказательства благоприязни мы старались изъявить благодарность, не взирая, что искреннее гостеприимство иногда отрывало нас от занятия по службе. (Ф. Ф. Беллинсгаузен. «Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане…»)
Заполните пропуски во фрагменте ниже . Одной цифре соответствует одно слово или одна морфема.
В приведённом контексте слово благоприязнь – антоним однокоренному слову (1), то есть лексическое значение слова благоприязнь можно определить как (2). Интересно также посмотреть на морфемный состав существительного благоприязнь. Исторический корень «второй части» этого слова — (3). Данный корень можно встретить в устаревшем глаголе (4), означающем относиться доброжелательно, и в существительном мужского рода (5), которое может использоваться в качестве фамильярного обращения к незнакомцу (разг.).
Интересный факт: у существительного (1) есть древнее значение (6), которое можно установить, например, по контексту да не обидимибоудемъ ѿ неприязни, где последняя словоформа трактуется книжниками как ѿ сотоны, синонимом которого
Модель ответа и критерии оценки
Пропуск | Слово или морфема |
(1) | неприязнь |
(2) | доброжелательство (дружба, дружество) |
(3) | -(при)я- (есть разные точки зрения) |
(4) | приять |
(5) | приятель |
(6) | дьявол |
По 1 баллу за восстановление пропусков (1)-(5), 2 балла за восстановление пропуска (6).
Итого 7 баллов.
Ответ участника
Оцените работу — укажите количество баллов, которое нужно поставить за задание.
Отзыв
Вопрос 7
Текст вопроса
Прочитайте текст задачи, модель ответа и работу участника.
Как известно, русские диалекты делятся на две группы в зависимости от того, как в них ведут себя гласные [а] и [о] в первом предударном слоге. В этом положении гласные [и], [ы], [у] не изменяют своего звучания по сравнению с тем, как они произносятся под ударением, а вот гласные на месте ударных [а], [э], [о] образуют самые разнообразные системы. В одних на месте ударного [о] в безударном слоге произносится [о], а на месте [а] — [а]: п[о]ход, но з[а]ход (поскольку имеется возможность проверить безударный гласный, ср.: п[о]ход — п[о́]вод; з[а]ход — з[а́]пись, т. е. можно подобрать слово
В акающих говорах гласные на месте ударных [э], [а] и [о] после мягких согласных в 1-м предударном слоге могут совпадать:
- всегда в звуке [э] — «эканье»;
- всегда в звуке [и] — «иканье» (нормативное произношение);
- всегда в звуке [а] — «сильное яканье»;
- перед мягким согласным в звуке [и], а перед твёрдым согласным в звуке [а], такая система называется умеренным яканьем.
Приведём примеры.
Пример | Эканье | Иканье | Сильное яканье | Умеренное яканье |
пятак | [п'эта́к] | [п’ита́к] | [п’ата́к] | [п’ата́к] |
пяти | [п’эти́] | [п’ити́]] | [п’ати́] | [п’ити́] |
несла | [н’эсла́] | [н’исла́] | [н’асла́] | [н’асла́] |
несу | [н’эсу́] | [н’ису́] | [н’асу́] | [н’асу́] |
неси | [н’эси́] | [н’иси́] | [н’аси́] | [н’иси́] |
река | [р’эка́] | [р’ика́] | [р’ака́] | [р’ака́] |
реки | [р’эки́] | [р’ики́] | [р’аки́] | [р’ики́] |
В говоре зафиксировано произношение [скр’ипа́ч’], [л’иза́т’].
Определите тип системы гласных первого безударного слога, который характеризует данный говор. Как в этом говоре произносится гласный первого предударного слога в словах леса, места, пинать, пилить? Свой ответ обоснуйте.
Модель ответа
1. В словах [скр’ипа́ч’], [л’иза́т’] в первом предударном слоге [и] произносится на месте звука, соответствующего ударному [и́]. Такое произношение может быть свойственно любому русскому говору, определить тип системы по этим примерам невозможно. За корректное объяснение — 2 балла.
2. Невозможно установить и то, как в этом говоре произносится гласный первого предударного слога в большинстве приведённых в задании слов. С уверенностью можно только утверждать, что в словах «пинать», «пилить» на месте звука, соответствующего ударному [и́], будет произноситься [и], ср.: п[и]нать, п[и]лить. За указание на невозможность определения произношения гласного в первых двух словах — 1 балл. За определение гласного в словах «пинать» и «пилить» — по 0,5 балла. Всего 1 балл.
Итого 4 балла.
Ответ участника
1. Нельзя определить, [и] качественно не редуцируется и в нормативном произношении.
2. В словах леса, места, пинать, пилить нельзя определить, если мы не знаем говор. Может произноситься даже одинаково, если это иканье. Везде [и], но в словах леса и места может быть призвук к [и] или другой гласный, если не иканье.
Оцените работу — укажите количество баллов, которое нужно поставить за задание.
Отзыв
Вопрос 8
Текст вопроса
Прочитайте текст задачи, модель ответа и работу участника.
Известно, что в южнорусских говорах согласный окончания форм глаголов настоящего времени 3 лица (ед.ч. и мн.ч.) является мягким, ср.: делае[т’], думаю[т’]. Однако в этих же формах обнаруживается ещё одна особенность в области гласных: пиш[ут’], ко[л’ут’], дыш[ут’], нос[ут’], стро[йут’], кле[йут’].
С какими словами литературного языка соотносятся эти формы. Опишите эту особенность. Свой ответ обоснуйте.
Модель ответа и критерии оценки
1. Пишут, колют, дышат, носят, строят, клеят. По 0,5 балла за слово, всего 3 балла.
2. Вероятно, в южных говорах фонетически не различаются безударные окончания 1 и 2 спряжений (2 балла).
Итого 5 баллов.
Ответ участника
Чтобы определить безударное окончание глагола, нужно поставить его в неопределенную форму. Для этого задать вопрос: Что делать? Что сделать? Посмотреть на букву перед -ть.
Если глагол оканчивается на -ить (кроме брить, стелить) — это глагол 2 спряжения. Пишем безударную букву И. Сюда же относятся глаголы-исключения: гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть.
Если глагол не является исключением и заканчивается на -оть, -уть, еть и пр. — это глагол 1 спряжения. Пишем
Сколько баллов Вы поставите за ответ?
Отзыв
Вопрос 9
Текст вопроса
Прочитайте текст задачи, модель ответа и работу участника.
Даны словосочетания с глаголами: побаливать зимой, помалкивать в углу, поругивать сына за двойки, поговаривать
Все эти глаголы формально образованы одним способом, но один из глаголов существенно отличается от всех других по смыслу.
1. Укажите формальный способ образования этих глаголов.
2. Укажите глагол, отличающийся от других по смыслу, и опишите этот смысл.
3. Опишите смысл всех других глаголов.
Модель ответа
1. Формальный способ словообразования — приставочно-суффиксальный (по- +-ива-) (1 балл): болеть – побаливать, молчать – помалкивать, ругать – поругивать, говорить – поговаривать (1 балл).
2. Отличается от всех других по смыслу глагол помалкивать (1 балл): он значит «молчать, уклоняясь от беседы» (1 балл).
3. Остальные глаголы обозначают следующее: «делать что-либо понемногу и время от времени в течение достаточно большого промежутка времени» (2 балла).
Итого 6 баллов.
Работа участника
Оцените работу — укажите количество баллов, которое нужно поставить за задание.
Спасибо огромное!
ОтветитьУдалитьспасибо Вам огромное! Дай Бог Вам здоровья!
ОтветитьУдалитьБольшое спасибо
ОтветитьУдалитьБольшое спасибо!
ОтветитьУдалитьСпасибо большое
ОтветитьУдалитьСпасибо огромное Вам!!!
ОтветитьУдалитьСпасиииибооооо!!!!!
ОтветитьУдалитьогромное спасибо
ОтветитьУдалитьОгромное спасибо за такую неоценимую помощь загруженным педагогам)
ОтветитьУдалитьСпасибо огромнейшее
ОтветитьУдалитьСпасибо огромное
ОтветитьУдалить